Методика поиска электрических цепей автомобиля

Методика поиска электрических цепей автомобиля, необходимых для подключения мобильных терминалов СКАУТ

 

Введение

Подключение дополнительного оборудования в ТС практически всегда вносит изменения в конструкцию автомобиля. Поэтому некорректное подключение может стать причиной не только отказа штатного оборудования, но и более серьёзных проблем вплоть до возгорания. Поэтому монтажник должен обладать необходимыми знаниями и навыками для проведения работ по монтажу мобильных терминалов.

Что надо учитывать при подключении:

  • Сечение провода и ток потребления подключаемого оборудования. Не более 10А на 1 кв. мм. сечения.
  • Цифровые шины данных. Это важно учитывать т. к. не правильное подключение может вызвать порчу электронных блоков приводящее к дорогостоящему ремонту.
  • Все питающие цепи должны быть защищены предохранителями. Если в силовую цепь устанавливается какой-либо слаботочный коммутационный прибор, к примеру, выключатель массы, то его следует разгрузить, установив разгрузочное реле.
  • Потребляемая оборудованием мощность. Мощность генератора, как правило, имеет неплохой запас, но проконтролировать не помешает. Полная потребляемая мощность ТС не должна превышать ¾ номинальной мощности генератора.
  • Установка мобильного терминала не должна идти в разрез с правилами дорожного движения и другими нормативными актами.

 

Поиск проводов питания и зажигания

Провод постоянного питания и зажигания, как правило, можно найти в районе замка зажигания и на разъёмах монтажного блока в салоне.

Постоянное питание, как правило, самый толстый провод красного цвета.

Провод зажигания обычно меньшим сечением и для его выявления требуется вольтметр или контрольная лампочка мощностью не более 5W.

Ниже описано как выявить нужный нам провод:

Включаем вольтметр, чёрный щуп устанавливаем на минус, а красным щупом ищем нужный провод.

АСС(Аксессуары) - плюс при включении АСС, не исчезает при включении зажигания, исчезает при включении стартера.

IGN(Зажигание) - плюс при включении зажигания и не исчезает при включении стартера.

ST(Стартер) - плюс при включении стартера.

 

 

Поиск провода тахометра и спидометра

Провод тахометра и спидометра можно найти в разъёме щитка приборов.

Для поиска нам потребуется мультиметр с возможностью замера переменного напряжения либо светодиодный пробник (ток пробника не должен превышать 30мА).

Поиск мультиметром:

Включаем мультиметр, выставляем на замер переменного напряжения, красный щуп ставим на плюс(+), а черным щупом ищем нужный провод.

Для поиска сигнала тахометра требуется запустить двигатель и наблюдать за показанием на индикаторе мультиметра – значение должно варьироваться около одного значения, чем выше поднимаем обороты, тем выше это значение.

Для поиска сигнала спидометра требуется начать движение и следить за индикатором на мультиметре, как это описано для поиска сигнала тахометра.

Поиск светодиодным пробником:

Один контакт пробника закрепляем на плюсе(+), а другим ищем нужный провод.

Для поиска сигнала тахометра требуется запустить двигатель и наблюдать за миганием светодиодного индикатора – чем выше обороты, тем выше частота мигания светодиодного индикатора.

Для поиска сигнала спидометра требуется начать движение и следить за миганием индикатора, как это описано для поиска сигнала тахометра.

 

Поиск проводов освещения

В поиске цепей освещения есть два принципа:

  1. Подключаться в управляющие цепи (в цепи на переключателе)
  2. Подключаться в силовые цепи (после управляющей реле)

В современных ТС для управление светом все чаще используются полупроводниковые элементы вместо реле и ШИМ(широтно-импульсная модуляция) для питания ламп. Такой сигнал мобильный терминал не может воспринимать как дискретный и зачастую выдает ложные данные. В таком случае сигнал надо брать с переключателя.

Управление освещением может осуществляться как минусом, так и плюсом. Для выявления полярности управляющего сигнала требуется попробовать оба способа поиска.

Включаем мультиметр и выставляем режим замера постоянного напряжения. Чёрный щуп ставим на массу, а красным ищем нужный провод переключая переключатель света между нужными режимами.

Если сигнал не выявлен, то меняем щупы местами, красный щуп на массу, а черным ищем сигнал каждый раз переключая переключатель в нужных режимах.

PS: В ТС встречаются электронные переключатели освещения, в таком случае сигнал об освещении находится в шине CAN.

 

Поиск провода датчика уровня топлива

Как правило, питание датчика уровня топлива осуществляется с приборной панели и составляет 5-12 вольт. Туда же приходит сигнал с датчика уровня топлива.

Для поиска нужного провода нам понадобится мультиметр.

Включаем зажигание, включаем мультиметр и выставляем режим измерения постоянного напряжения. Не отключая разъёмы от щитка приборов, черный щуп ставим на массу, а красным щупом ищем нужным нам провод. В зависимости от уровня топлива в баке, показания на индикаторе мультиметра будут находится в диапазоне от 0 до 5-12 вольт в случае питания датчика 5-12 вольт. Удостовериться, что мы нашли нужный нам провод, можно снять разъём с датчика уровня топлива, напряжение на мультиметре должно упасть до 0 вольт. При импульсном сигнале, метод проверки идентичный.

PS: На некоторых ТС последних годов выпуска устанавливается модуль управления топливным насосом и сигнал с ДУТ идет на этот модуль, в этом случае данные об уровне топлива надо брать из CAN шины, либо тянуть провод к ДУТ.

 

Поиск цепей CAN шины

Рис 1  Внешний вид CAN шины

Существуют фундаментальные признаки CAN шины, по которым можно вычислить эту цепь, т. к. физически может встретиться витая пара снимающая сигнал с различных датчиков и имея другой интерфейс.

  • замер сопротивления в шине при ВЫКЛЮЧЕННОМ зажигании. 

  • замер напряжения на шине при ВКЛЮЧЕННОМ зажигании.(ВАЖНО: Массу брать непосредственно в цепи где работает CAN шина.)

     Прошу обратить внимание что на шине Lo напряжение чуть ниже относительно Hi, исходя из этих замеров мы определяем CAN-H и CAN-L.