Выявление завышенных норм ГСМ
- 1 Проблематика вопроса:
 - 2 Ключевые задачи:
 - 3 Общий принцип работы:
 - 4 Формирование отчета
 - 5 Пользовательский сценарий работы с данными отчета "Заправки и сливы (групповой)":
 - 6 Выводы:
 
Проблематика вопроса:
Перед компаниями, имеющими свой автопарк, зачастую встает вопрос контроля и учета топлива, а так же сокращения затрат на ГСМ. Нередко встречаются случаи нецелевого использования топлива, сливов, врезок в обратку. Такие случаи  становятся средством нелегального заработка некоторых сотрудников.
Клиент: для владельцев крупных и малых  компаний, которые имеют  автопарк. 
Ключевые задачи:
- Снижение транспортных расходов предприятия;
 - Контроль и анализ данных о расходе топлива по нормам и по данным с ДУТ;
 - Предоставление руководству предприятия данных, на основании которых можно пересчитать и оптимизировать устаревшие нормы расхода топлива;
 - Выявление неисправностей ТС, у которых завышен расход топлива;
 - Выявление "сливов с обратки" , врезка в топливную систему ТС;
 - Выявление сговора водителей о хищении топлива, осведомленных о завышенных нормах ГСМ;
 - Дисциплинирование и мотивация водительского состава.
 
Ситуация: руководство компании может не догадываться о завышенных нормах ГСМ. Водители же владеют этой информацией и используют ее с целью хищения топлива.
Пример: показатели расхода топлива по окончании месяца стабильны, с учетом погрешности, что не вызывает повода для беспокойства у руководства. Водители знают о завышенных нормах ГСМ и регулярно сливают неиспользованное топливо, чтобы расход топлива оставался стабильным и руководство компании ничего не заподозрило.
Общий принцип работы:
- Автоматическое формирование отчетов с отправкой на e-mail в запланированное время;
 - Обнаружение ТС с большой разницей факт\норма по расходу топлива, с помощью специализированных отчетов;
 - Анализ ситуации по отдельным ТС;
 - Выявление причины повышенного расхода топлива для конкретного ТС;
 - Актуализация норм расхода топлива.
 
Решение задачи клиента с помощью Системы СКАУТ состоит из 5 этапов:
- Монтаж оборудования (модуль мониторинга и ДУТ PetrolX) на ТС транспортных компаний;
 - Настройка логических датчиков системы, норм топлива (настройка норм расхода показана в статье);
 - Настройка автоматического формирования отчетов по расходу топлива с отправкой на e-mail;
 - Анализ отчетов "Заправки и сливы (групповой) и "Заправки и сливы топлива";
 - Обследование подозрительных ТС;
 - Пересчет и оптимизация устаревших норм расхода топлива.
 
Формирование отчета
Для построения отчета следует произвести следующие действия:
- Открыть мастер построения отчетов;
 - В открывшемся мастере нажать на кнопку Построить;
 - В появившемся окне выбрать отчет "Заправки и сливы (групповой);
 

- Задать период построения отчета и выберите интересующие транспортные средства или филиал (компанию);
 - Настроить столбцы отчета и сохранить шаблон;
 

- Построить групповой отчет по заправкам и сливам;
 

Важно!
Выбор столбца "в разрывах" позволяет получать, просматривать информацию по ТС, когда терминал не передавал данные на сервер или данные не попадали в диапазон настроек фильтрации.

- Для получения более подробной информации по конкретному ТС, существует возможность построения индивидуального отчета из группового, благодаря интерактивности отчета (InfoZoom).
 
Пользовательский сценарий работы с данными отчета "Заправки и сливы (групповой)":
- Строим отчет для компании N за месяц по машинам №5, №6, №9;
 - Просматриваем данные по израсходованному топливу, по занесенным нормам и фактическому расходу, смотрим разницу;
 

3.Анализируем данные строки "разница" л - израсходовано всего, в движении или на ХХ, л/100 км - норма топлива в движении, л/ч - норма в часах для холостого хода.Примечание: значение разницы высчитывается как разность между нормой (указана в заводской документации на ТС, иногда определяются внутри компании, регламентировано государством) и фактическим расходом топлива. (разница = норма - факт)
Выводы:
Положительное значение в строке разница свидетельствует о завышенной норме ГСМ.
Отрицательное значение разница может свидетельствовать о:
- 
заниженной норме ГСМ - в данном случае необходимо актуализировать нормы топлива;
 - 
неисправности ТС - неисправность из-за которой расход топлива очень большой;
 - 
сливах топлива с обратки - врезка в топливную систему для сливов топлива.
 
Примечание: решение о том, какое отклонение факта от нормы допустимо принимается в индивидуальном порядке руководством компании.
Пример: компания N установила диапазон допустимого отклонения от нормы +-15%.
Рассмотрим значение разницы расхода топлива по ТС №5.
- 
Разница расхода топлива в движении составила 628,7 от нормы 1124,8. По этим данным можно сделать вывод о том, что нормы ГСМ завышены на 56%;
Разница нормы топлива в движении составила 14,8 литров, при норме 26,4 л\100 км и фактическом расходе 11,6 л\100 км. Разница норма\факт составляет 56%; - 
Разница расхода топлива на холостом ходу составила 25 от нормы 91,9. Это свидетельствует о завышенной норме ГСМ на 27,2%;
Разница нормы топлива на холостом ходу составила 0,7 л\ч от нормы 2,5 л\ч. Разница норма\факт составляет 28%. 
Заключение: проанализировав данные расхода топлива ТС №5, можно сделать вывод о том, что нормы ГСМ сильно завышены и ведут к неоправданно высокому расходу топлива.
Для снижения транспортных расходов предприятия руководству компании необходимо:
- выявить причины повышенного расхода топлива;
 - оптимизировать, актуализировать устаревшие нормы расхода топлива;
 - выявить неисправности ТС, у которых завышен расход топлива.
 
Здравствуйте, Владимир. Спасибо за предложение. Ссылка на статью по настройке норм расхода добавлена в раздел "Основной принцип работы" во второй этап решения задачи клиента: Настройка логических датчиков системы, норм топлива.
Добрый день. Отличный материал. Только появляется вопрос, куда вносятся это нормы ГСМ скажем например, которые установила для себя кампания? Настройки -терминал-нормы расхода топлива? Если да, то в базе есть эта стать и позвольте поделится мнением, возможно следует вставить ссылку на эту статью в текущий материал. И диапазон допустимого отклонения от нормы, тут для меня загадка, даже нет предположения, куда можно вносить этот параметр. Могу попросить Вас раскрыть эту тему?