Проблематика вопроса: При эксплуатации спецтехники характерны высокие нагрузки и экстремальные режимы использования транспортных средств. Такие условия нередко приводят к увеличению расхода топлива и горюче-смазочных материалов. В отрасли часто применяется почасовой режим использования техники, поэтому невыгодно допускать простои. Но и неограниченная эксплуатация также нежелательна, так как они приводят к преждевременному износу дорогостоящих машин. Нецелевое использование техники сокращает срок эксплуатации механизмов, и, соответственно, наносит ущерб эффективности предприятия. Поэтому главная задача – обеспечить экономичное и качественное управление спецтехникой. Рассмотрим пример контроля спецтехники на экскаваторах.
Клиент: компании владельцы экскаваторов, строительные компании, добывающие компании;
Ключевые задачи:
Решение задачи клиента с помощью Системы СКАУТ состоит из 4 этапов
Общий принцип работы:
В первую очередь требуется оснастить экскаватор трекером СКАУТ (МТ-700), датчиком уровня топлива PetrolX и подключить датчик контроля механизма, Датчик положения механизма или использовать другой признак работы ковшом, если это возможно:
Идентификация водителя DriverID;
Датчик расхода топлива;
Датчик движения AG-2;
Примечание: Возможность установки дополнительного оборудования зависит от потребностей заказчика и совершается после обследования техники специализированными монтажными бригадами.
Для настройки объектов и датчиков нужно зайти в настройки в управляющем меню слева на экране.
Укажите название объекта мониторинга, гоc. номер, укажите модель и т.д. основные данные будут отображаться в отчетах.
Выберите иконку для отображения техники на карте через редактор наборов.
Для спецтехники, и в частности для экскаваторов необходимо настраивать параметры фильтрации.
Воспользуйтесь кнопкой "применить для группы", чтобы применить настройки фильтрации для группы техники или на несколько единиц.
Переименовываем Дискретный датчик в "Работа ковшом"
Аналогичную операцию проводим в настройках аналоговых датчиков, только с топливом.
Примечание: В данном примере датчик уровня топлива подключен по частоте. Датчики уровня топлива могут быть цифровыми, тогда они отображаются на портах RS485 (LLS, ScoutNet)
Далее добавляем логический датчик активной работы и указываем в качестве источника данных созданный ранее дискретный датчик "Работа ковша". Называем логический датчик активной работы "Работа ковшом"
По аналогии с датчиков активной работы создаем датчик уровня топлива и датчик работы двигателя.
Устанавливаем собственное названия датчика (например, Ковш) и состояний кузова - Ковш работает, Ковш в покое.
Переходим в настройки норм топлива и вносим их.
Для проверки правильности настроек датчиков, необходимо построить и отобразить трек за текущий или предыдущий день.
Если видим срабатывания всех логических датчиков, тогда все настроено верно.
На этом настройка датчиков закончена.
Примечание: сохраняйте профили настроек объекта и применяйте их для типовой техники
Для редактирования столбцов окна текущих данных необходимо зайти в редактор, для этого необходимо зайти в редактор колонок, кликнув правой кнопкой мыши по шапке столбцов:
Для отображения состояния датчиков в Текущих данных нужно добавить колонку "Работа ковшом", указав номер созданного ранее датчика этого типа. Также измените название колонки на "Работа ковшом".
После этого вы сможете увидеть актуальный статус кузова в Текущих данных.
Технологический перерыв – период простоя техники, который продолжает считаться активной работой. В случае, если между двумя актами работы механизма прошло времени меньше, чем задано параметром Технологический перерыв, все это время (первая продолжительность работы механизма + технологический перерыв + вторая продолжительность работы механизма) будет считаться активной работой.
Нагрузка – характеристика работы двигателя. Фактическая продолжительность работы двигателя транспортного средства без учета времени технологического перерыва;
Активная работа – характеристика работы водителя и режима эксплуатации техники. При подсчете учитывается время технологического перерыва;
Холостой ход - работа двигателя на холостых оборотах, когда машина не движется и не работает механизмами;
После настроек датчиков на экскаваторах можно приступить к их контролю.
Обычно для оценки работы техники используется групповой отчет "Моточасы и топливо (групповой)", с помощью которого можно определить:
С помощью группового отчета выявляется техника, которая вызывает подозрения и по ней строится индивидуальный отчет "Моточасы и топливо" для подробного анализа работы техники;
Выбираем группу техники, у нас на примере это экскаваторы, настраиваем и сохраняем шаблон:
Нажимаем кнопку "Готово" и строим отчет.
4. Время работы на холостом ходу и при активной работе в часах - если количество часов в активной работе и холостом ходу вызывает подозрение, то необходимо воспользоваться отчетом "Моточасы и топливо" индивидуальным.
5. Сравнение расхода норма\факт в строке "разница" - для экскаваторов актуально смотреть значения на холостом ходу и при Активной работе:
В отчете доступны как итоговые данные за весь период по каждой единице техники, так и разделение по дням.
После того как выявили подозрительные ТС, можно приступать к индивидуальному рассмотрению подробной информации о работе техники с помощью отчета "Моточасы и топливо".
Отчет "Моточасы и топливо" позволяет отслеживать технику индивидуально, контролировать работу водителей-операторов, а так же: просматривать детализированные данные по работе техники, прогревание двигателя перед работой, фактически отработанное время, непроизводственные простои, заправки и сливы, расход топлива.
Для удобной работы с отчетом и конкретной техникой необходимо настроить шаблон:
Не забываем сохранить шаблон и использовать его по умолчанию (если такая необходимость есть). Нажимаем готово и получаем отчет.
Примечание: в отчете можно отключить отображение Режимов работы двигателя и оставить только работу водителя.
Итоговые данные
- Обратите внимание, если в режиме работы водителя время холостого хода больше работы, то техника работает не эффективно;
- Специфика работы экскаватора такова, что он работает на месте, но может перемещаться с поднятым и заполненным ковшом, чтобы высыпать его содержимое, но работа в движении должна быть существенно меньше;
- для экскаваторов работа в движении это норма, но она должна быть существенно меньше работы на месте;
- при перевозке гусеничного экскаватора с одного объекта на другой должен использоваться специальный эвакуатор (увеличение срока жизни механизмов и шасси), тогда такая перевозка будет отображаться в графе Трал;
- стоянка с выключенным двигателем в период смен, она должна быть намного меньше чем время активной работы и время работы на холостом ходу;
- время потраченное на работу техники, только в активной работе, на месте и в движении, за период смен;
- это фактически отработанное время;
- моточасы, общее количество часов включенного двигателя, за весь период отчета;
- для гусеничных экскаваторов очень важно не перемещаться на большие расстояния самостоятельно, критичен пробег > 500 метров;
Итоговый расход топлива
На нашем экскаваторе не стоит датчика расхода топлива, но стоит датчик уровня топлива PetrolX и определены нормы топлива, поэтому при настройке шаблона мы отключили столбец "По ДРТ".
Холостой ход - расход на холостом ходу, по нормам и фактический по ДУТ, расход на ХХ должен быть меньше чем в работе и в движении;
Работа на месте - расход топлива в работе на месте;
Работа в движении - расход топлива при работе в движении;
Движение - расход топлива в движении без активной работы, для экскаваторов не актуально, т.к. пробег без работы за месяц составил 5 км.
Трал - если будет расход при эвакуации на трале, то это должно создавать подозрение, т.к. расхода на трале не может быть;
Стоянка - большой расход на стоянке может означать мелкие сливы, но чаще всего это тот расход, который не попадает в другие мотопериоды;
Разрыв - расход в разрыве может свидетельствовать о том, что технику используют на "шабашках", если настроено энергосбережение, то возможен маленький расход в разрыве;
Общий расход топлива - общий расход топлива по нормам и по ДУТ;
Итоги по топливу:
Детализация работы
В этой части отчета доступна детализированная информация о работе техники за смену (день):
1. Обратите внимание с чего начинается смена - с прогревания двигателя, это обязательно на спецтехнике;
2. В таблице представлены периоды работы, холостого хода, движений, стоянок, заправки и сливы;
3. С помощью столбца "длительность/объем" можно определить продолжительность режима работы или объем заправки или слива;
4. В строке "Итоги за смену" представлены данные по моточасам и продолжительности работы за смену (день), а так же пробег за эту смену;
График использования техники отображает почасовую загрузку техники, с помощью этого графика можно оценить степень загруженности техники на объекте в среднем за весь период, в разрезе по часам. Из графика мы видим, что самая большая нагрузка у техники наступает в 10 утра и в 2 часа дня. Благодаря этому графику можно определить все ли машины используются на объекте, например у нас два экскаватора, если бы график не пересекал черту использования в 50%, то можно было бы смело переводить второй экскаватор на другой объект.
Примечание: при построении отчёта более чем за сутки, почасовая загрузка на графике будет вычисляться как среднее значение активностей по всем дням, входящих в период анализа.
Диаграмма и график использования техники. Диаграмма использования техники отображает процентное соотношение времени активной работы объектов мониторинга, их простоя на холостом ходу и стоянкой, за весь период отчета(по дням или по сменам). Из диаграммы становится видно, что в среднем экскаваторы были загружены на 33 % за весь период отчета.
Отрисовываем разрешённые стройплощадки работы экскаваторов с помощью Редактора геозон.
Чтобы понять сколько раз ковш проделывал взмах, где и когда они совершались, происходили ли они вне разрешенных местах. Нужно построить отчет по датчикам, для этого в мастере отчетов необходимо выбрать "Отчёт по датчикам" и настроить нужный шаблон.
Дальше нужно указать название отчёта, выбрать созданный ранее датчик по названию и оставить в Настройках отображения событий галочку "Отображать события Вкл/в диапазоне".
В разделе Выбор таблиц отчёта оставить только "Итоговые данные за период", "Состояние датчиков в течение периода" и состояние датчиков в начале и конце периода.
В "Учёте геозон" выбираем разрешённые места работы экскаватора.
Примечание: Не забываем сохранять шаблон отчета.
Строим отчёт. В отчёте мы видим:
Подробный листинг всех работ с указанием времени, адреса и места разгрузки.
Также можно увидеть время и адрес каждой разгрузки, которая произошла вне разрешённых мест.
Чтобы оперативно отреагировать на очередную неразрешённую работу, нужно настроить получение уведомления о нарушении. Получать его должен бригадир, который работает на этом маршруте. Для этого создаём Событие с типом Срабатывание универсального датчика и указываем ему название Работа экскаватора вне разрешённых мест.
Пример настройки уведомления о работе вне разрешенных мест можно посмотреть в решении "Контроль разгрузки самосвалов".
Номер материала: 407
Отправлено: Sat, Sep 8, 2018
Последнее обновление: Wed, May 8, 2019
Отправлено: Анисимов Максим Михайлович [m.anisimov@scout-gps.ru]
Online URL: https://kb.scout-gps.ru/article/Контроль-экскаваторов-407.html