Контроль экскаваторов
- 1 Описание решения
 - 2 Монтаж оборудования на экскаватор
 - 3 Настройка объекта и логических датчиков
 - 3.1 Настройка объекта
 - 3.2 Настройка фильтрации
 - 3.3 Настройка датчиков
 - 3.4 Создаем универсальный датчик для уведомлений и отчета по датчикам.
 - 3.5 Сохранение профиля настроек объекта
 - 3.6 Настройка норм топлива
 - 3.7 Проверка настоек датчиков
 - 3.8 Настройка текущих данных
 - 3.9 Терминология
 - 4 Настройка отчетов по спецтехнике и принятие решений
 - 5 Отрисовка разрешённых геозон для работы и подготовка Отчёта по датчикам.
 - 6 6. Настройка уведомления по работе экскаватора вне разрешенных зонах
 
Описание решения

Проблематика вопроса: При эксплуатации спецтехники характерны высокие нагрузки и экстремальные режимы использования транспортных средств. Такие условия нередко приводят к увеличению расхода топлива и горюче-смазочных материалов. В отрасли часто применяется почасовой режим использования техники, поэтому невыгодно допускать простои. Но и неограниченная эксплуатация также нежелательна, так как они приводят к преждевременному износу дорогостоящих машин. Нецелевое использование техники сокращает срок эксплуатации механизмов, и, соответственно, наносит ущерб эффективности предприятия. Поэтому главная задача – обеспечить экономичное и качественное управление спецтехникой. Рассмотрим пример контроля спецтехники на экскаваторах.
Клиент: компании владельцы экскаваторов, строительные компании, добывающие компании;
Ключевые задачи:
- Знать местоположение и маршрут экскаватора;
 - Контролировать холостой ход и работу двигателя под нагрузкой;
 - Оценивать работу механизмов;
 - Предотвращать воровство топлива и контролировать расход;
 - Обеспечивать бережливое отношение к дорогостоящей технике;
 
Решение задачи клиента с помощью Системы СКАУТ состоит из 4 этапов
- Монтаж оборудования на экскаватор;
 - Настройка объекта и логических датчиков;
 - Настройка отчетов по спецтехнике и принятие решений;
 - Создание уведомлений.
 
Общий принцип работы:

- На спецтехнику устанавливаются модули спутникового мониторинга, датчики уровня топлива, а также датчик активной работы и дополнительные датчики: датчик расхода топлива, идентификация водителя, датчик положения механизмов и т.д.;
 - Информация от модулей поступает на сервер и обрабатывается в ПО «СКАУТ-Платформа»;
 - В программном обеспечении реализована система подробных отчетов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и грамотно управлять машинами.
 
Монтаж оборудования на экскаватор



В первую очередь требуется оснастить экскаватор трекером СКАУТ (МТ-700), датчиком уровня топлива PetrolX и подключить датчик контроля механизма, Датчик положения механизма или использовать другой признак работы ковшом, если это возможно:
- определять активную работу по оборотам двигателя;
 - подключаться к коробке отбора мощности;
 
Дополнительные датчики
Идентификация водителя DriverID;
Датчик расхода топлива;
Датчик движения AG-2;
- Датчик температуры двигателя
 - Датчик оборотов двигателя
 - мгновенный расход
 - Температура двигателя
 - Мгновенный расход
 
Примечание: Возможность установки дополнительного оборудования зависит от потребностей заказчика и совершается после обследования техники специализированными монтажными бригадами.
Настройка объекта и логических датчиков
Для настройки объектов и датчиков нужно зайти в настройки 
 в управляющем меню слева на экране.
Настройка объекта
Укажите название объекта мониторинга, гоc. номер, укажите модель и т.д. основные данные будут отображаться в отчетах.
Выберите иконку для отображения техники на карте через редактор наборов.

Настройка фильтрации
Для спецтехники, и в частности для экскаваторов необходимо настраивать параметры фильтрации.
Воспользуйтесь кнопкой "применить для группы", чтобы применить настройки фильтрации для группы техники или на несколько единиц.
Настройка датчиков
Переименовываем Дискретный датчик в "Работа ковшом"


Аналогичную операцию проводим в настройках аналоговых датчиков, только с топливом.
Примечание: В данном примере датчик уровня топлива подключен по частоте. Датчики уровня топлива могут быть цифровыми, тогда они отображаются на портах RS485 (LLS, ScoutNet)
Далее добавляем логический датчик активной работы и указываем в качестве источника данных созданный ранее дискретный датчик "Работа ковша". Называем логический датчик активной работы "Работа ковшом"

По аналогии с датчиков активной работы создаем датчик уровня топлива и датчик работы двигателя.

Создаем универсальный датчик для уведомлений и отчета по датчикам.

Сохранение профиля настроек объекта
Устанавливаем собственное названия датчика (например, Ковш) и состояний кузова - Ковш работает, Ковш в покое.
Настройка норм топлива
Переходим в настройки норм топлива и вносим их.

Проверка настоек датчиков
Для проверки правильности настроек датчиков, необходимо построить и отобразить трек за текущий или предыдущий день.

Если видим срабатывания всех логических  датчиков, тогда все настроено верно.
На этом настройка датчиков закончена.
Примечание: сохраняйте профили настроек объекта и применяйте их для типовой техники

Настройка текущих данных
Для редактирования столбцов окна текущих данных необходимо зайти в редактор, для этого необходимо зайти в редактор колонок, кликнув правой кнопкой мыши по шапке столбцов:

Для отображения состояния датчиков в Текущих данных нужно добавить колонку "Работа ковшом", указав номер созданного ранее датчика этого типа. Также измените название колонки на "Работа ковшом".

После этого вы сможете увидеть актуальный статус кузова в Текущих данных.

Терминология
Технологический перерыв – период простоя техники, который продолжает считаться активной работой. В случае, если между двумя актами работы механизма прошло времени меньше, чем задано параметром Технологический перерыв, все это время (первая продолжительность работы механизма + технологический перерыв + вторая продолжительность работы механизма) будет считаться активной работой.
Нагрузка – характеристика работы двигателя. Фактическая продолжительность работы двигателя транспортного средства без учета времени технологического перерыва;
Активная работа – характеристика работы водителя и режима эксплуатации техники. При подсчете учитывается время технологического перерыва;
Холостой ход - работа двигателя на холостых оборотах, когда машина не движется и не работает механизмами;
Настройка отчетов по спецтехнике и принятие решений
После настроек датчиков на экскаваторах можно приступить к их контролю.
Обычно для оценки работы техники используется групповой отчет "Моточасы и топливо (групповой)", с помощью которого можно определить:
- Время работы двигателя на холостом ходу и при активной работе;
 - Количество сливов и заправок топлива и их общие объемы;
 - Сравнить и актуализировать нормы топлива, определить технику с завышенным расходом, с которой надо разбираться;
 
С помощью группового отчета выявляется техника, которая вызывает подозрения и по ней строится индивидуальный отчет "Моточасы и топливо" для подробного анализа работы техники;
Моточасы и топливо (Групповой)
Выбираем группу техники, у нас на примере это экскаваторы, настраиваем и сохраняем шаблон:

Нажимаем кнопку "Готово" и строим отчет.

- Отображение норм топлива для всех режимов работы двигателя;
 - Количество и объем заправок и сливов - если обнаружены сливы, количество и объемы заправок не сходятся, то необходимо провести анализ с помощью отчета "Заправки и сливы топлива", если необходимо подстроить алгоритм определения заправок и сливов, то можно воспользоваться Экспертным режимом настроек PetrolX.
 - При анализе работы экскаваторов нас интересуют общие моточасы, время работы на холостом ходу и в активной работе (рисунок ниже);
 

4. Время работы на холостом ходу и при активной работе в часах - если количество часов в активной работе и холостом ходу вызывает подозрение, то необходимо воспользоваться отчетом "Моточасы и топливо" индивидуальным.
5. Сравнение расхода норма\факт в строке "разница" - для экскаваторов актуально смотреть значения на холостом ходу и при Активной работе:
- Если фактический расход меньше нормированного, значит нормы завышены их можно актуализировать, используя фактические данные за большой период;
 - Если расход по нормам ниже фактического, значит нормы не актуальны, ТС не исправна (большой расход топлива) или водители сливают топливо из "обратки", такие ТС необходимо обследовать на наличие неисправностей и врезок в "обратку".
 - Если в строке разница отрицательное значение, значит нормы занижены, если положительно, значит завышены. Подробнее об актуализации норм топлива и определении сливов с "обратки" или неисправностей ТС в статье.
 
В отчете доступны как итоговые данные за весь период по каждой единице техники, так и разделение по дням. 
После того как выявили подозрительные ТС, можно приступать к индивидуальному рассмотрению подробной информации о работе техники с помощью отчета "Моточасы и топливо".
Моточасы и топливо
Отчет "Моточасы и топливо" позволяет отслеживать технику индивидуально, контролировать работу водителей-операторов, а так же: просматривать детализированные данные по работе техники, прогревание двигателя перед работой, фактически отработанное время, непроизводственные простои, заправки и сливы, расход топлива.
Для удобной работы с отчетом и конкретной техникой необходимо настроить шаблон:

Не забываем сохранить шаблон и использовать его по умолчанию (если такая необходимость есть). Нажимаем готово и получаем отчет.
Примечание: в отчете можно отключить отображение Режимов работы двигателя и оставить только работу водителя.
Итоговые данные

- Холостой ход - время работы двигателя на холостом ходу (чистое время работы двигателя под нагрузкой)\время работы водителя (с учетом технологического перерыва);
 
- Обратите внимание, если в режиме работы водителя время холостого хода больше работы, то техника работает не эффективно;
- Работа на месте - время работы двигателя под нагрузкой и время работы водителя на месте (с учетом технологического перерыва);
 
- Специфика работы экскаватора такова, что он работает на месте, но может перемещаться с поднятым и заполненным ковшом, чтобы высыпать его содержимое, но работа в движении должна быть существенно меньше;
- Работа в движении - время работы двигателя под нагрузкой и в движении, время работы водителя в движении;
 
- для экскаваторов работа в движении это норма, но она должна быть существенно меньше работы на месте;
- Трал - перевозка техники на эвакуаторе;
 
- при перевозке гусеничного экскаватора с одного объекта на другой должен использоваться специальный эвакуатор (увеличение срока жизни механизмов и шасси), тогда такая перевозка будет отображаться в графе Трал;
- Стоянка - время проведенное на стоянке, стоянка с учетом технологического перерыва;
 
- стоянка с выключенным двигателем в период смен, она должна быть намного меньше чем время активной работы и время работы на холостом ходу;
- Время активной работы - общее время работы двигателя под нагрузкой, общее время работы водителя под нагрузкой;
 
- время потраченное на работу техники, только в активной работе, на месте и в движении, за период смен;
- это фактически отработанное время;
- Общее время работы - общие время включенного двигателя, Моточасы;
 
- моточасы, общее количество часов включенного двигателя, за весь период отчета;
- Среднее время работы - среднее время работы техники за смену;
 - Пробег - общий пробег, в движении, движение с активной работой, на трале и в разрыве.
 
- для гусеничных экскаваторов очень важно не перемещаться на большие расстояния самостоятельно, критичен пробег > 500 метров;
Итоговый расход топлива

На нашем экскаваторе не стоит датчика расхода топлива, но стоит датчик уровня топлива PetrolX и определены нормы топлива, поэтому при настройке шаблона мы отключили столбец "По ДРТ".
- 
Холостой ход - расход на холостом ходу, по нормам и фактический по ДУТ, расход на ХХ должен быть меньше чем в работе и в движении;
 - 
Работа на месте - расход топлива в работе на месте;
 - 
Работа в движении - расход топлива при работе в движении;
 - 
Движение - расход топлива в движении без активной работы, для экскаваторов не актуально, т.к. пробег без работы за месяц составил 5 км.
 - 
Трал - если будет расход при эвакуации на трале, то это должно создавать подозрение, т.к. расхода на трале не может быть;
 - 
Стоянка - большой расход на стоянке может означать мелкие сливы, но чаще всего это тот расход, который не попадает в другие мотопериоды;
 - 
Разрыв - расход в разрыве может свидетельствовать о том, что технику используют на "шабашках", если настроено энергосбережение, то возможен маленький расход в разрыве;
 - 
Общий расход топлива - общий расход топлива по нормам и по ДУТ;
 
Итоги по топливу:
- Начальный объем - объем топлива в бакена начало периода построения отчета;
 - Конечный объем - объем топлива в баке на конец периода построения отчета;
 - Объем заправок - общий объем заправленного топлива в бак за период отчета;
 - Количество заправок - количество заправок топлива в бак;
 - Объем сливов - общий объем слитого из бака топлива - если есть показания в этой графе, то надо разбираться с водителем на счет слива;
 - Количество сливов - количество сливов, если есть показания в этой графе, то надо разбираться с водителем на счет слива.
 
Детализация работы

В этой части отчета доступна детализированная информация о работе техники за смену (день):
1. Обратите внимание с чего начинается смена - с прогревания двигателя, это обязательно на спецтехнике;
- Строка №1 говорит о том, что техника была прогрета перед началом работы;
 - Строка №17 говорит о том, что двигателю дали остыть перед тем как заглушить его;
 
2. В таблице представлены периоды работы, холостого хода, движений, стоянок, заправки и сливы;
3. С помощью столбца "длительность/объем" можно определить продолжительность режима работы или объем заправки или слива;
- Строка № 6 говорит нам о продолжительном перерыве в 3 часа в рабочее время, а если учитывать холостой ход до и после стоянки, то неэффективно было потрачено почти 4, 5 часа рабочего времени;
 
4. В строке "Итоги за смену" представлены данные по моточасам и продолжительности работы за смену (день), а так же пробег за эту смену;
- Исходя из этого делаем вывод, что продолжительность смены была 5 часов 42 минуты, при этом в активном режиме водитель работал чуть более полутора часов.
 
Загруженность техники
Примечание: Отчет можно построить по технике или по водителям (в случае подключения идентификации водителя);
Для начала необходимо настроить шаблон отчета "Загруженность техники", дать ему название и сохранить профиль. Подробности про отчет и его настройки можно узнать в статье из Базы знаний.

В первой части отчеты мы видим итоговые данные за весь период, диаграмму и график использования техники:
- В таблице итоговых данных видим общее количество смен для каждого экскаватора или водителя, общая длительность смен;
 - Время и процент работы техники на разных режимах работы двигателя(работа, холостой ход, моточасы и стоянка);
 - Пробег по каждой единице спецтехники - обратите внимание, что объект Экскаватор JCB гос. номер 1622ру00 имеет очень большой пробег для гусеничного экскаватора;
 - В графе максимальная скорость отображается максимальная скорость для экскаватора за период отчета, достаточно большая максимальная скорость в 40 км в час;
 - 
График использования техники отображает почасовую загрузку техники, с помощью этого графика можно оценить степень загруженности техники на объекте в среднем за весь период, в разрезе по часам. Из графика мы видим, что самая большая нагрузка у техники наступает в 10 утра и в 2 часа дня. Благодаря этому графику можно определить все ли машины используются на объекте, например у нас два экскаватора, если бы график не пересекал черту использования в 50%, то можно было бы смело переводить второй экскаватор на другой объект.
Примечание: при построении отчёта более чем за сутки, почасовая загрузка на графике будет вычисляться как среднее значение активностей по всем дням, входящих в период анализа.
 - 
Диаграмма и график использования техники. Диаграмма использования техники отображает процентное соотношение времени активной работы объектов мониторинга, их простоя на холостом ходу и стоянкой, за весь период отчета(по дням или по сменам). Из диаграммы становится видно, что в среднем экскаваторы были загружены на 33 % за весь период отчета.
 

- Благодаря этой диаграмме можно определить насколько эффективно используется техника, используется ли она вообще, можно ли перевести технику на другой объект или продать ее.
 
Примечание: В случае, если отчёт строится по водителям, данная диаграмма будет содержать информацию о задействованных водителях.


Таблица итоговых данных по сменам. Структура аналогична таблице итоговых данных за весь период анализа.

Диаграмма почасовой активности предоставляет информацию о проценте использования техники с разбиением по часам.
Примечание: В случае, если отчёт строится по водителям, отображаются диаграммы задействованных водителей и их почасовой активности.

Отрисовка разрешённых геозон для работы и подготовка Отчёта по датчикам.
Отрисовываем разрешённые стройплощадки работы экскаваторов с помощью Редактора геозон.

Чтобы понять сколько раз ковш проделывал взмах, где и когда они совершались, происходили ли они вне разрешенных местах. Нужно построить отчет по датчикам, для этого в мастере отчетов необходимо выбрать "Отчёт по датчикам" и настроить нужный шаблон.

Дальше нужно указать название отчёта, выбрать созданный ранее датчик по названию и оставить в Настройках отображения событий галочку "Отображать события Вкл/в диапазоне".
В разделе Выбор таблиц отчёта оставить только "Итоговые данные за период", "Состояние датчиков в течение периода" и состояние датчиков в начале и конце периода.

В "Учёте геозон" выбираем разрешённые места работы экскаватора.

Примечание: Не забываем сохранять шаблон отчета.
Строим отчёт. В отчёте мы видим:
- Общее фактическое количество взмахов ковшом экскаватора
 - Количеств взмахов ковшом в каждой из разрешённых мест работы
 - Количество взмахов ковшом вне разрешённых местах. Это будет указывать на возможные левые рейсы водителя.
 

Подробный листинг всех работ с указанием времени, адреса и места разгрузки.

Также можно увидеть время и адрес каждой разгрузки, которая произошла вне разрешённых мест.

6. Настройка уведомления по работе экскаватора вне разрешенных зонах
Чтобы оперативно отреагировать на очередную неразрешённую работу, нужно настроить получение уведомления о нарушении. Получать его должен бригадир, который работает на этом маршруте. Для этого создаём Событие с типом Срабатывание универсального датчика и указываем ему название Работа экскаватора вне разрешённых мест.
Пример настройки уведомления о работе вне разрешенных мест можно посмотреть в решении "Контроль разгрузки самосвалов".